Наставничество

О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций

Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

 

Нормативно-правовая документация

Федеральный уровень

[.pdf] Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» 

Региональный уровень

[.pdf] Приказ Минобрнауки КЧР от 09.04.2020 г. № 320 «О внедрении целевой модели наставничества»

[.pdf] Положение о введении многофункциональной системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациях КЧР

Школьный уровень

[.pdf] Приказ от 30.11.2022 г. № 51-о.д. «О внедрении целевой модели наставничества»

[.pdf] Приказ от 24.11.2022 г. № 44-ОД «О закреплении пар «наставник-наставляемый»

[.pdf] ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

[.pdf] «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества

[.pdf] Программа целевой модели наставничества

Методические и иные документы

[.pdf] Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

Целевая модель наставничества

Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества   «Вместе к успеху»

Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях КЧР.

Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.

Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.

 

Этапы реализации целевой программы наставничества

1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:

— определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;

— назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;

— фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;

— обеспечить нормативно-правовое сопровождение

2-й этап – отбор и обучение наставников

Важные критерии отбора наставника:

— желание наставника участвовать в программе;

— профессиональный опыт;

— развитые компетенции, навыки коммуникации;

— ресурс времени;

— положительный жизненный, профессиональный опыт;

— соответствие запросам наставляемых;

— активная гражданская позиция;

— мотивация

3-й этап – формирование банка наставников

Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:

— обучающиеся, готовые помочь сверстникам;

— педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;

— родители/опекуны обучающихся

— участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией

4-й этап – формирование банка наставляемых:

— информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся

— о возможностях и целях программы;

— организовать сбор данных о наставляемых.

Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

5-й этап – организация работы

Обязательные образовательные процедуры:

— оформление нормативно-правовых документов;

— определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;

— предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;

— организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;

— формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;

— групповая встреча наставника и наставляемых;

— проведение анкетирования, мониторинга и их обработка

6-й этап – завершение программы

Основные задачи этапа:

— представление результатов работы конкретной пары/группы;

— сбор обратной связи от участников программы;

— организация и проведение финального мероприятия;

— награждение лучших наставнических пар/групп;

— формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы