Функциональная грамотность

Банк материалов

Методические рекомендации для детей и родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке»

БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы», на 2021/2022 учебный год

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1. Читательская грамотность ​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​ ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
​3. Математическая грамотность​ ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
​4. Финансовая грамотность​ ​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление ​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы»

п/п

Мероприятие Отметка об исполнении
1. Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом,  а  также  методическую  группу  по  видам

функциональной грамотности (учебным предметам)

Сформирована
2. Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной

грамотности обучающихся, определить ответственных лиц

ПРИКАЗ

 

От 07.10.2021 г.                                                                         № 40

 

«Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку   функциональной грамотности обучающихся

МБОУ КГО  «СШ пос. Мара-Аягъы»

на 2021 – 2022 учебный год»

3. Сформировать   базу  данных   обучающихся    8-9    классов   и

учителей      математики,      естественнонаучных      предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.)

Сформирована
4. Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного                  учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в

первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование»)

Внесены изменения в План ВШК МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год
5. Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного

образования, сущностей национального проекта «Образование»

Частично
6. Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию

в исследовании обучающихся и педагогических работников

Мониторинг организован
7. Организовать участие педагогических работников в курсах повышения     квалификации     по     вопросам     формирования

функциональной грамотности

Курсы пройдены

(6 человек)

8. Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих  семинарах-совещаниях  по  подготовке  к

участию в исследовании

Организовано участие
9. Включить    образовательные    мероприятия    федерального    и регионального уровня в программы профилактики и коррекции

учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.)

10. Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство,

детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности

Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год
11. Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий                       по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной

деятельности

Внесены изменения в План ВШК МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год
12. Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению      в       календарно-тематическое      планирование,

поурочные    планы     учителя     заданий     по    формированию функциональной грамотности обучающихся

Внесены изменения в План методической работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год
13. Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие  позитивное  отношение  к  формированию

функциональной грамотности

Частично
14. Организовать  и  провести  обучающие  и  просветительские

мероприятия для родителей

Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год
15. Организовать    размещение    информации    о     формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном

сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет

+
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей)
16. Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности»            (https://fg.resh.edu.ru/),            а             также профориентационные              занятия              в              контексте региональной/муниципальной   специфики   с   учетом

возможностей образовательной организации

Частично