Методические рекомендации для детей и родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке»
БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Участие в неделе функциональной грамотности (Видеоинструкция)
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы»
№
п/п |
Мероприятие | Отметка об исполнении |
1. | Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам
функциональной грамотности (учебным предметам) |
Сформирована |
2. | Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной
грамотности обучающихся, определить ответственных лиц |
ПРИКАЗ
От 07.10.2021 г. № 40
«Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021 – 2022 учебный год» |
3. | Сформировать базу данных обучающихся 8-9 классов и
учителей математики, естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.) |
Сформирована |
4. | Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в
первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование») |
Внесены изменения в План ВШК МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год |
5. | Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного
образования, сущностей национального проекта «Образование» |
Частично |
6. | Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию
в исследовании обучающихся и педагогических работников |
Мониторинг организован |
7. | Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования
функциональной грамотности |
Курсы пройдены
(6 человек) |
8. | Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к
участию в исследовании |
Организовано участие |
9. | Включить образовательные мероприятия федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции
учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.) |
|
10. | Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство,
детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности |
Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год |
11. | Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной
деятельности |
Внесены изменения в План ВШК МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год |
12. | Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование,
поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся |
Внесены изменения в План методической работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год |
13. | Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие позитивное отношение к формированию
функциональной грамотности |
Частично |
14. | Организовать и провести обучающие и просветительские
мероприятия для родителей |
Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ КГО «СШ пос. Мара-Аягъы» на 2021-2022 учебный год |
15. | Организовать размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном
сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет |
+ |
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей) | ||
16. | Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности» (https://fg.resh.edu.ru/), а также профориентационные занятия в контексте региональной/муниципальной специфики с учетом
возможностей образовательной организации |
Частично |
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ