О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Нормативно-правовая документация
Федеральный уровень
Региональный уровень
[.pdf] Приказ Минобрнауки КЧР от 09.04.2020 г. № 320 «О внедрении целевой модели наставничества»
Школьный уровень
[.pdf] Приказ от 30.11.2022 г. № 51-о.д. «О внедрении целевой модели наставничества»
[.pdf] Приказ от 24.11.2022 г. № 44-ОД «О закреплении пар «наставник-наставляемый»
[.pdf] ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
[.pdf] «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества
[.pdf] Программа целевой модели наставничества
Методические и иные документы
Целевая модель наставничества
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества «Вместе к успеху»
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях КЧР.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
— определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
— назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
— фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
— обеспечить нормативно-правовое сопровождение
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
— желание наставника участвовать в программе;
— профессиональный опыт;
— развитые компетенции, навыки коммуникации;
— ресурс времени;
— положительный жизненный, профессиональный опыт;
— соответствие запросам наставляемых;
— активная гражданская позиция;
— мотивация
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
— обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
— педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
— родители/опекуны обучающихся
— участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией
4-й этап – формирование банка наставляемых:
— информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
— о возможностях и целях программы;
— организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
— оформление нормативно-правовых документов;
— определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
— предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
— организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
— формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
— групповая встреча наставника и наставляемых;
— проведение анкетирования, мониторинга и их обработка
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
— представление результатов работы конкретной пары/группы;
— сбор обратной связи от участников программы;
— организация и проведение финального мероприятия;
— награждение лучших наставнических пар/групп;
— формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы